Каждый автовладелец периодически вынужден решать вопрос выбора моторного масла для своего автомобиля, и многие из нас, ничего не зная о маслах, просто-напросто доверяются профессионалам из автосервисов. Но на самом деле все не так сложно, и для успешного подбора масла нужно просто-напросто узнать кое-какую важную информацию, скрытую от рядового потребителя.

Сколько бы вы ни читали красивые рекламные описания моторного масла на его этикетке, вы не поймете, насколько оно хорошее. Просто потому, что реклама – это одно, а описание, соответствующее стандартам – это совсем другое. Однако чтобы узнать, какое на самом деле моторное масло вы держите в руках, нужно уметь расшифровывать специальные надписи, скромно убранные в уголок этикетки.
 

О чем говорит шифровка

Основная информация о моторном масле собрана в небольшой блок на его этикетке – отыскать этот блок нетрудно, потому что именно в нем собраны все непонятные и ни о чем не говорящие надписи. В этом небольшом блоке указана самая важная и исчерпывающая информация о масле:

• Вязкость;
• Область применения по стандартам ACEA и API;
• Допуски.

О каждом из параметров говорят свои обозначения, о которых нужно рассказать подробнее.
 

Вязкость масла

Как известно, способность моторного масла работать в определенном диапазоне температур зависит от его вязкости – именно поэтому данный параметр обычно указывается первым. Принято считать, что вязкость – едва ли ни самый главный показатель пригодности масла для конкретного автомобиля. Но на самом деле при выборе масла нужно ориентироваться и на другие характеристики.

Температурные диапазоны применения масел по SAE

Таблица применения масел по SAE


В настоящее время вязкость масла определяется по классификации, разработанной Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), и обозначается цифробуквенным индексом типа SAE xW-xx, где х – цифра. Первая цифра и индекс W говорят о низкотемпературной вязкости (буква W означает «winter», то есть – зима), а цифры после дефиса – о высокотемпературной вязкости масла.

Например, масло 5W-40 – это достаточно «жидкое» масло, способное работать при температурах от -30 до +40 градусов, и оно подходит для применения в большинстве регионов России зимой и летом.

Необходимо отметить, что в двигателях необходимо применять масло с вязкостью, которая предусмотрена производителем данной силовой установки. Только в этом случае будет обеспечен легкий запуск двигателя и его качественная работа.
 

Область применения масла

На этикетке можно увидеть две классификации масла по области применения – ACEA и API. В целом, они говорят об одном и том же, но так как разрабатывались в разное время и в противоположных концах света (ACEA – Европейская ассоциация автопроизводителей, API – Американский институт нефти), то имеют ряд особенностей и отличий.

Классификация по ACEA делит все масла на четыре больших категории:

• A – масла для бензиновых двигателей (от A1-04 до A5-04);
• B – масла для дизельных двигателей (от B1-04 до B5-04);
 • C – масла для бензиновых и дизельных двигателей экологического класса Евро-4 (от C1-04 до C3-04);
 • E – масла для мощных (грузовых) дизельных двигателей (E6 и E7).

Здесь цифра означает требования к маслу (его качество), и чем больше цифра, тем выше эти требования, а значит – выше качество. Также часто можно встретить индексы ACEA A/B или просто перечисление классов A и B – это значит, что данное масло одинаково хорошо пригодно для применения в бензиновых и дизельных двигателях.

С классификацией моторных масел API дела обстоят несколько сложнее. Все масла делятся на три категории – для бензиновых двигателей (индекс API Sx, где х – буква), дизельных двигателей (индекс API Сх, где х – буква), и универсальные (индекс API Sx/Cx).
 

Классификация API для бензиновых двигателей:

• SC – для автомобилей разработки до 1964 года;
• SD – для автомобилей разработки 1964-1968 годов;
• SE – для автомобилей разработки 1969-1972 годов;
• SF – для автомобилей разработки 1973-1988 годов;

• SG – для автомобилей разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации;

• SH – для автомобилей разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации;
• SJ – для автомобилей разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства;
• SL – для автомобилей разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации;
• SM – для автомобилей разработки с 2004 года, увеличенный срок эксплуатации и повышенная стойкость к окислению.


Классификация API для дизельных двигателей:

• CB – для автомобилей разработки до 1961 года, высокое содержание серы в топливе;
• CC – для автомобилей разработки до 1983 года, для жестких условий эксплуатации;
• CD – для автомобилей разработки до 1990 года, много серы в топливе и жесткие условия эксплуатации;
• CE – для автомобилей разработки до 1990 года, двигатель с турбиной;
• CF – для автомобилей разработки с 1990 года, двигатель с турбиной;
• CG-4 – для автомобилей разработки с 1994 года, двигатель с турбиной;
• CH-4 – для автомобилей разработки с 1998 года, под высокие нормы токсичности США;
• CI-4 – для современных автомобилей, двигатель с турбиной, с клапаном EGR;

• CI-4 Plus – для современных автомобилей, двигатель с турбиной, с клапаном EGR, под высокие нормы токсичности США.

Необходимо отметить, что в двигателях допускается применение масел более высоких классов, однако разница не должна превышать одну-две ступени. Например, вместо масла SG можно залить масла SH или SJ, в то время как масла SL и SM могут нанести вред данному двигателю.
 

Допуски моторных масел

Допуски моторного масла – пожалуй, самый спорный параметр, однако он обязательно указывается на этикетке любого масла. Допуски – это классификация масла, созданная самими производителями двигателей. Зачем необходим этот параметр? Здесь все достаточно просто: допуски указывают на то, для каких двигателей подходит данное масло, и можно ли его вообще применять на вашем автомобиле.

В настоящее время свои спецификации по допускам масел разработали большинство европейских и американских производителей двигателей:

• Допуски VW/Audi/Seat/Skoda (VAG);
• Допуски Daimler Chrysler/Mercedes-Benz;
• Допуски FIAT Group;
• Допуски BMW;
• Допуски Opel/General Motors;
• Допуски PSA Peugeot-Citroen;
• Допуски Porsche;
• Допуски Renault;
• Допуски Rover;
• Допуски Volvo;
• Допуски Ford;
• Допуски Scania;
• Допуски MAN.

Каждая классификация предусматривает достаточно большое количество допусков, однако в целом они так или иначе соответствуют классификациям ACEA и API. И нужно обратить внимание на тот факт, что отсутствие у масла допуска для вашего автомобиля должно стать причиной отказа от покупки этого масла. Почему? Просто потому, что данное масло не соответствует требованиям, которые предъявляет производитель двигателя, а значит, оно не сможет обеспечить нормальную работу силовой установки. Конечно, вы вольны заливать в двигатель любое масло, но масло без допуска на ваш автомобиль может нанести непоправимый вред.

Знание характеристик моторных масел – залог успешного подбора масла, которое оптимально подойдет для вашего автомобиля, особенностей его эксплуатации и климата. А «правильное» масло – это качественная, надежная и бесперебойная работа двигателя на протяжении всего времени эксплуатации автомобиля.

Вам нужна консультация? Или Вы не уверены в правильном выборе масла?
Звоните!
Телефон: +7 (951) 128-86-87
Мы находимся по адресу:
г. Миасс, Тургоякское шоссе, 5/17, напротив супермаркета "Молния"
Режим работы: ежедневно с 9:00 до 20:00