Многие автовладельцы при покупке моторного масла сталкиваются с серьезной проблемой выбора между маслами минеральными и синтетическими. Действительно, что лучше залить в двигатель – более дешевый, но «натуральный» продукт, или более дорогую «синтетику»? И вообще – чем отличается синтетическое масло от минерального? Ответы на все эти вопросы не так уж сложны, как кажутся.

Двигатель внутреннего сгорания в разрезе

Современный инжекторный 4х поршневой двигатель в разрезе

Зачем в моторе масло

Для того чтобы понять разницу между минеральными и синтетическими маслами, сначала нужно разобраться – а зачем в двигателе вообще нужно масло? Очевидный ответ – для смазки трущихся деталей! Это действительно так, однако моторные масла решают и другие задачи:

  • Дополнительное и равномерное охлаждение поршней и других деталей;
  • «Отмывка» деталей двигателя от разнообразных загрязнений;
  • Защита деталей двигателя от химически агрессивных продуктов сгорания топлива;
  • Обеспечение запуска холодного и равномерной работы прогретого двигателя.

То есть, моторное масло – это не просто смазка, но ещё и защита, а также и важная составляющая качественной работы двигателя. И так сложилось, что масла, полученные в результате перегонки нефти, вполне соответствовали всем этим требованиям.

Однако масло маслу – рознь. На сегодняшний день существует три типа моторных масел:

  • Минеральные масла;
  • Синтетические масла;
  • Полусинтетические масла.

О каждом из этих типов масел необходимо сказать особо и более подробно.

Минеральные масла: исторические первые

Как нетрудно понять, минеральные масла имеют «натуральное» происхождение – это один из многочисленных продуктов переработки нефти. Основу минеральных масел составляют высококипящие (от 300 до 600 градусов) углеводороды, обладающие примерно одинаковыми химическими и физическими свойствами.

Снижение расхода и увеличение нагрузки на масло в исторической перспективе
Снижение расхода и увеличение нагрузки на моторное масло в исторической перспективе

Но именно в этом «почти» и заключается главный недостаток минеральных масел. Молекулы углеводородов, из которых состоит масло, отличаются составом, структурой, размерами и массой, а значит – и свойствами. Из-за этого свойства и качества масла в целом нестабильны и изменяются в тех или иных пределах при изменении температуры, давления и других параметров.

Основная проблема минеральных масел – неравномерная вязкость. При низких температурах эти масла становятся слишком густыми, нередко даже замерзают, а при высоких – слишком «жидкими». Причем при высоком нагреве эти масла начинают деградировать – элементарно портиться из-за распада некоторых входящих в их состав углеводородов.

Наконец, минеральные масла быстрее теряют свои качества во время эксплуатации, а поэтому требуют более частой замены.

Однако у минеральных масел есть одно неоспоримое преимущество: низкая стоимость. Процесс переработки нефти достаточно прост и отработан до мелочей, поэтому себестоимость масла получается невысокой, и присадки (а также бренд) ненамного увеличивают ее.

Минеральные масла были исторически первыми, они доступны и завоевали доверие – именно поэтому они широко используются и вряд ли в ближайшее столетие исчезнут с рынка. Однако минеральные масла, все же, теряют свои позиции из-за своих синтетических «собратьев».

Синтетические масла

Синтетическое моторное масло Mobil 1 в бочке

Синтетические масла стали ответом на возросшие потребности автомобильной и авиационной промышленности 40-х – 50-х годов прошлого века. Минеральные масла уже в то время перестали обеспечивать эффективную работу мощных авиационных и автомобильных двигателей. А все из-за проблем и недостатков, описанных выше.

Самый простой способ обеспечить стабильность свойств масла в различных условиях – сделать масло однородным по химическому составу. Именно таковым и являются синтетические масла: в их состав входят не сотни разных веществ, а всего лишь несколько практически одинаковых по свойствам (по составу, структуре и размерам молекул) углеводородов. 

Благодаря однородному, а главное – оптимальному составу, синтетические масла сохраняют свои свойства в более широком диапазоне температур. Известно, что синтетические масла менее вязкие, чем минеральные, мало густеют на морозе, обеспечивая запуск двигателя при температуре до -40 градусов (а особые сорта и при более сильных морозах), а при нагреве долго не теряют своих качеств.

Также «синтетика» сохраняет свои свойства и во времени, проще говоря – синтетические масла можно менять реже, чем минеральные.

Как получают синтетические масла? Существует несколько принципиально разных путей, но в целом они сводятся к химическому синтезу (отсюда и название) необходимых веществ из углеводородного и иного сырья. Обычно в качестве сырья используются те же продукты переработки нефти, так что у минеральных и синтетических масел больше общего, чем может показаться.

Однако у синтетических масел есть серьезный недостаток: они в среднем на 20 – 30% дороже минеральных. Зачастую это отталкивает покупателей, но использование «синтетики» в конечном счете выливается в экономию, ведь менять ее нужно реже, да и двигатель меньше подвергается износу.

Полусинтетика: метисы в мире масел

Полусинтетические масла – это особый продукт, созданный путем смешивания минеральной и синтетической основ. Для чего это делается? Для того чтобы получить масло, которое было бы лучше минерального, но дешевле синтетического. Обычно в полусинтетических маслах от 20 до 50% составляет синтетическая основа, все остальное – минеральная. 

Полусинтетика – отличное решение для уже повидавших виды моторов, для которых минеральные масла элементарно вредны, а заливать синтетику – роскошь. Это достаточно бюджетное решение, позволяющее значительно продлить ресурс двигателя без лишних затрат.

Смешивать или не смешивать?

Иногда возникают ситуации, когда автовладелец встает перед вопросом – можно ли смешивать минеральные и синтетические масла? В принципе, само существование полусинтетических масел говорит о том, что такое смешивание возможно, однако здесь не все так просто.

На самом деле заливка в двигатель двух разных видов масел – решение далеко не самое лучшее, а иногда оно и вовсе может иметь фатальные последствия. Есть две главных причины, по которым не рекомендуется производить смешивание разных масел:

·        Разные технологии получения основы. Особенно это относится к маслам разных производителей: основы могут отличаться химическим составом и другими характеристиками, и какими качествами в результате будет обладать полученная смесь – никто не знает;

·        Разные присадки. Вот это – основная проблема. Присадки – это химические вещества, которые точно подобраны и сбалансированы в составе масла. Присадки, содержащиеся в разных маслах, могут вступить в реакции, исход которых непредсказуем и может быть весьма печальным.

Так что смешивать масла – плохая идея. Однако вот парадокс: в случае острой необходимости лучше смешать минеральное и синтетическое (или другие) масла одного производителя, чем одинаковые по типу масла разных производителей! Хотя лучшее решение – всегда возить с собой небольшой запас масла, который выручит в трудную минуту, и не заставит становиться химиком-испытателем и проводить эксперименты со своим автомобилем.

Какое масло выбрать?

Логотип MOBIL 1На самом деле вопрос выбора типа масла для двигателя не совсем корректен. Почему? Просто потому, что большинство производителей двигателей предъявляют свои требования к маслам (о допусках моторных масел читайте в отдельной статье), и согласно этим требованиям для одних двигателей оптимальным вариантом являются минеральные масла, а для других – синтетические. Так что при выборе моторного масла обязательно нужно учитывать рекомендации автопроизводителя. 

Также необходимо предостеречь автовладельцев от соблазна оценивать минеральные и синтетические масла на предмет того, какие из них лучше, а какие – хуже. Для одних двигателей лучше может быть синтетическое масло, для других – допустимо использование только смазочных материалов естественного происхождения. Все зависит от многих факторов – типа двигателя, допусков производителей, пробега, условий эксплуатации (в первую очередь – климатических) и многих других.

Вам нужна консультация? Или Вы не уверены в правильном выборе масла?
Звоните!
Телефон: +7 (951) 128-86-87
Мы находимся по адресу:
г. Миасс, Тургоякское шоссе, 5/17, напротив супермаркета "Молния"
Режим работы: ежедневно с 9:00 до 20:00